Перейти на сайт Стереомаркетинга
Блог агентства
Стереомаркетинг

Подписка на рассылку

Простая форма подписки MailerLite!

Пожалуйста, подождите

Спасибо! Ждите писем!

Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны?  10 мин.
Интерфейсы

Почему интерфейсы в наших машинах так ужасны?

Нам кажется, что покупая дорогую машину — мы покупаем все лучшее сразу. Логика примерно как с настройками в Айфоне: «За меня уже все проверили, решили, как будет лучше, и оставили самый минимум для изменений, чтобы сам себе хуже не сделал».

И во многом так и есть: экстерьер, интерьер, системы подвески и безопасности — все очень круто. За исключением одной детали — системы управления, которая обычно выглядит примерно так:

Windows media player

Большинство автомобильных мультимедиа систем безнадежно отстали в своем развитии и забыли об удобстве для пользователей. Почему оно так — давайте разбираться.

Как мы к этому пришли

В начале ХХ века, когда начал развиваться авто пром, дизайнеры вдохновлялись приборными панелями самолетов. Например, Rolls Royce производил автомобили и авиационные двигатели, так что соседство было довольно близким.

Bentley Blower 1929 года практически повторяет приборную панель самолетов того времени

Время шло — авиация развивалась, автомобили не отставали: со временем, мы получили массу новых и полезных функций, вот только не смогли их нормально «упаковать» на приборной панели.

На Boeing 737 каждому элементу — свое место

На Infiniti FX37S элементы управления дублируются трижды: на экране, панели и руле

Не стоит сравнивать самолет и автомобиль — все-таки очень разные по сложности и квалификации водителей устройства. Но иногда, видимо, очень хочется:

Дизайнеры Lamborghini Reventon вдохновились образом истребителя F-22 Raptor

В какой-то момент люксовость, премиальность автомобиля стала проявляться в том, чтобы напихать как можно больше кнопок на панель и сделать её максимально насыщенной. Чтобы было видно, какая мощная машина — во сколько всего может!

Почему раньше было достаточно иконки с направлением воздушного потока, а теперь нужно демонстрировать, как именно распространяется воздух по салону? Водитель что, не поймет?

Mercedes GLC демонстрирует, как вас обдувают потоки кондиционированного воздуха (видимо, на случай, если у вас отключилось осязание)

Или вот, излюбленный ход в гибридных автомобилях — показывать на весь экран, как на ведущую ось передается энергия от батареи. Зачем мне эта информация?!

«О, чудо! Она едет!» Toyota Prius 20, 2009 год

Во что это вылилось

У автомобильных дизайнеров есть фишка — выводить изображение машины на табло. Зачем — не понятно. Но обратите внимание, это есть почти во всех машинах:

Кто-нибудь пользовался вот этим 3D-меню?

Нередко, интерфейсы слабо приоритизированы — все элементы кучей вывалены на панель — нет главного, доминанты:

15 кнопок одинакового размера! Как быстро сориентироваться и найти то, что нужно?

Еще один пример отсталости автомобильных интерфейсов — в них до сих пор нет свайпов. То, что кажется уже нормой для дизайнеров touch-интерфейсов, но не для автопроизводителей.

Слабые интерфейсы выглядят особенно нелепо в интерьерах ультра-дорогих машин, таких как Rolls Royce Phantom, где каждый стежок на сидении вышит вручную:

На секундочку, RR Phantom стоит 30 миллионов рублей

Иногда производителям лень и они берут что-то у предшественников — как сделали Ferrari, позаимствовав дисплей у дешевенького минивэна Chrysler:

Дисплей Ferrari California — вверху, и Chrysler Town & Country — внизу, хотя, какая разница?

Все это накладывается на довольно слабое железо, от чего система тормозит, даже в дорогих спорткарах Porsche.

Если вы подумали: «Ну, у Теслы же нет этого автомобильного наследия». А откуда, по-вашему, она переманивает дизайнеров?

Tesla Model S, 2012 год

Кажется ведь просто — спросить водителей, что для них важно, чем они пользуются постоянно, чем вообще никогда, что их бесит, что не удобно. Новые модели выпускаются каждые два года и можно найти время поговорить с покупателями, устранить недостатки.

Но нет же, лучше мы заменим панель с кнопками на подобие компьютерной мышки и добавим курсор!

Это Lexus Remote Touch. Кто-нибудь из проектировщиков пытался пользоваться «этим» во время вождения? А если водитель — левша?

Проектировщик информационной системы должен стремиться к тому, чтобы водитель как можно меньше отвлекался от дороги. Сейчас, кажется, система работает ровно в обратном направлении.

И я уж молчу про то, что 7% людей не различают некоторые цвета, которые используются на табло (например, красный), и что Adobe еще в 1997 (!) году добавила в Photoshop модуль для людей с монохромным зрением, а автомобильный воз и ныне там.

Почему так происходит

Вообще, эти примеры хорошо иллюстрируют неравномерность прогресса. Мы можем встроить в руль кондиционирование и обогрев, но у нас будет убогая мультимедиа-система (представьте, если бы ваш айфон XS заряжался от медной проволоки, толщиной с мизинец).

В ответ на критику, производители ссылаются на:

  • Рост числа функций, слияние мультимедиа и климата в единую панель;
  • Регулирование, бюрократию, нормы и стандарты;
  • Большое количество поставщиков и партнеров — автомобили и системы (их комплектующие) собираются на десятках заводов;
  • И то, что слишком дорого делать большие изменения для одной модели — нужно мыслить сразу модельным рядом (а это умножает все три предыдущих пункта на количество моделей).

Но все это не имеет никакого значения, когда мы говорим о готовом продукте, который попадает потребителю. There is no excuse, как говорится. Думаете, банкам легко с их регуляторами, хакерами и мошенниками? И ничего, активно мигрируют в веб и мобайл, учатся работать с цифровой средой.

Видимо, интерфейсная проблема не кажется важной для автопроизводителей, что странно. Ведь до автономных машин еще далеко, а вот улучшение пользовательского опыта — отличная конкурентная возможность уже сейчас (ведь никто из производителей не хочет оказаться в числе commodity и ищет точки отстройки). Это то, что оценит каждый водитель.

Мультимедиа и климатом пользуются 100% водителей. Девушки могут ничего не понимать в работе пневмоподвески или ABS, но точно испытывают дискомфорт от неудобной системы управления.

Более того, это то, что в мире мобильных телефонов может стать решающим. Ведь удобство кнопочек может оценить каждый. Это важная часть удовольствия от поездки, владения автомобилем.

Как пытаются решать

Пока автопроизводители заняты облачными вычислениями и мыслями о том, как монетизировать данные из бортового компьютера, независимые разработчики и интернет-гиганты стараются своими силами решать проблемы с интерфейсами, но во многом упираются в то же слабое железо или встают в общую очередь поставщиков концернов.

Приятное на вид решение Яндекс.Авто в Toyota Camry

Дизайнеры-энтузиасты, при попытке переосмыслить водительскую панель, делают ровно две вещи: убирают тахометр (который занимает половину пространства и совершенно не нужен на автоматической трансмиссии) и втыкают на его место карту и медиа-плеер. То есть, если раньше у вас не было повода переводить взгляд с дороги на панель, то теперь он есть!

Частая ошибка дизайнеров — убрать тахометр и на его место поставить карту и плеер

Google и Apple тоже не стоят в стороне и делают шаги в автомобильном направлении. Кстати, у Google и Apple принципиально разный подход к этой задаче: Гугл пытаются мыслить интегрировано, концепцией Andoid-автомобиля, а купертиновцы — наложить поверх основной свою собственную систему CarPlay (и, как пользователь оной, могу сказать, что там тоже не без проблем).

В последние годы наметился тренд интеграции автомобиля и смартфона, сделать машину продолжением телефонной трубки, но мне вот что не понятно:

Почему автомобиль не может быть просто автомобилем? Почему он обязательно должен быть или самолетом, или телефоном?

Принимать звонки, рассказывать о пробках и проигрывать музыку современные системы уже могут по простому bluetooth-соединению — что еще нужно-то?

Чего хочется от бортовой информационной системы

Во-первых, ускорить систему аппаратно, чтобы отклик был выше. Затем убрать все сглаз долой и оповещать голосом («поверните налево», «мама звонит»):

Чувствуете, как легко дышится после всего, что было выше?

Что долго объяснять голосом — аккуратно выводить на лобовое стекло. Проекционные дисплеи вообще хорошая штука. Например, уже есть экраны с ночной подсветкой пешеходов.

Только не надо выводить на него изображение автомобиля!

Для ключевых элементов можно оставить механику — не будешь же каждый раз голосом говорить «теплее!». Всего должно быть в меру:

Всего должно быть в меру. Mercedes-Benz E Class, 2017 год

Цифровые панели можно легко подстроить под контекст — в поездках по городу и за городом водителю нужны разные функции (зачем в пробках круиз-контроль?) и можно выводить то, что подходит сейчас. Производители сложного софта давно этому научились:

В Adobe Premiere набор окон меняется в зависимости от выбранного режима: Сборка, Редактирование, Цвет, Наложение эффектов

Остается надеяться, что либо кто-то из производителей это скоро осознает, либо интернет-компании им об этом «намекнут».

PS. Если вы хотите, чтобы интерфейс вашего продукта или сервиса был построен с учетом потребностей клиентов и пользователей, напишите нам — мы готовы поработать с вами над его созданием или обновлением.

Юрий Белканов
Юрий Белканов
Партнёр, консультант по стратегии в агентстве «Стереомаркетинг»