агентство стратегического маркетинга  агентства стратегического маркетинга Логотип стереомаркетинг

Подписка на рассылку

Простая форма подписки MailerLite!

Пожалуйста, подождите

Спасибо! Ждите писем!

Менеджмент

Миссия и ценности. Часть 1. А где здесь про меня?

Чтобы сотрудники понимали и разделяли принципы, нужно сделать их доступными

Вокруг миссии и корпоративных ценностей всегда много споров — вроде и бестолковая вещь (никто из сотрудников не понимает, зачем оно надо), но почему-то у всех крупных и великих компаний они есть. Попробуем разобраться.

С одним из наших клиентов мы занялись разработкой корпоративной миссии и руководящих принципов, с главной целью — сделать их работающими инструментами в ежедневной практике, использовать их для принятия тактических и стратегических решений, упростить делегирование и сократить время на раздумия. Иногда я буду писать заметки с полей о том, как идут дела, и возможно, по прохождению какой-то важной вехи, соберу их в единый пост.

Зачем оно надо и как пришли к такому решению я расскажу как-нибудь позже, а пока, некоторые соображения из рабочего процесса.

Первое, что нас смутило, когда занялись этим проектом — бездушность слова «ценность» и еще большая невнятность термина «миссия». Если мы хотим, чтобы сотрудники понимали и разделяли принципы, нужно сделать их доступными, про людей. А тут путаница начинается уже в самих терминах. В ходе поисков мы пришли вот к каким метафорам и терминам.

Миссия — это личная (откровенная) история основателя компании, рассказ о том, почему он делает то, что делает. Почему он занимается именно этим бизнесом (ведь деньги можно зарабатывать на многих вещах)? Что им движет? С чего начался бизнес? Да, это не история в три абзаца, но ей можно проникнуться, поверить и решить, стоит тебе идти в эту компанию или нет.

Вторая часть — принципы, ценности или личностные качества, которые помогают эту миссию достигать. Это то внутреннее, что привело компанию к тому, какая она есть сейчас (большая и ресурсная, конечно — потому что миссия, это не антикризисный, а стратегический инструмент и о ней говорят в более-менее спокойные времена). Это поведение людей. Сложно ответить на вопрос: «какие ценности вы разделяете?» Это далеко от человека, не цепляет его чувств. А что если говорить о компании, как о человеке — «представьте нашу компанию, как человека?». Какой он коллега, партнер, поставщик? Как себя ведет? Какие человеческие качества ему присущи сейчас или хотелось бы приобрести?

Почувствуйте разницу: «Наша цель — нести счастье клиентам» или «Я искренне рад всякий раз, когда вижу довольного клиента — мне хочется делать жизнь людей удобнее», «Наш главный принцип — доброта и порядочность» или «Мы всегда помогаем коллегам в трудной жизненной ситуации».

Третья часть (уже касается внедрения) — это ежедневные примеры, демонстрация ценностей их носителями. Люди учатся на примерах. И да, если компания сама опишет свое поведение, это будет уже большой шаг, потому что оно будет принято изнутри, но чтобы измениться и прирасти новыми качествами, нужно постараться, в первую очередь собственникам.

Важно, что в миссии, ценностях компании должна быть часть того, какие мы есть сейчас и какими хотим стать (лучшей версией себя) — этот документ должен быть руководящим, устремленным в светлое будущее.

P.S. Для Стереомаркетинга этот проект экспериментальный и я буду вам благодарен за ссылки на кейсы, как компании проходили формирование миссий и ценности. Не рассказы агентств и консультантов об очередной трактовке миссии, а именно истории реальных компаний. Пока я нашел только одну и она очень вдохновляет.